“Если ты это увидела - развидеть не получится”
Как стать активисткой “благодаря” “мужскому движению”, продвигать женскую повестку, чтобы бороться за права женщин и реагировать на “доброту за счет других”? Выясняем у активистки Ирины Фанманн.
Ирина Фанманн - феминистка, активистка, администраторка паблика о беременности, родах и материнстве, организаторка феминистских событий, живет в Петрозаводске. Успела пожить в Петербурге, Курске, Москве и в Перми.
- Расскажи о том, чем ты занимаешься?
- В основном я работаю онлайн, веду группу о беременности, родах и материнстве, насилии в родах, занимаюсь освещением разных проблем, связанных с женской повесткой. Еще у нас есть телеграмм канал, и при канале - небольшой чат поддержки для тех, кто выходит из ситуации абьюза, насилия. Недавно я писала тексты про вопросы гендерной социализации и репродукционного давления.
“В активизме я оказалась благодаря “мдшнику”
- С чего начался твой активизм?
- В активизме я оказалась благодаря “мдшнику” (прим.ред. - участнику антиженского движения “Мужское государство” или “мужского движения”). Изначально у меня было восприятие, что есть отдельные люди, которые совершают отдельные поступки, то есть женщине просто не повезло или мужчина не настоящий. Не было и понимания системности проблемы. Про репродуктивное давление я вообще ничего не знала и думала, что к роженицам относятся как к хрустальным вазам, мне и в голову не приходило, что могут отказать в обезболивании.
В 2013-м я познакомилась с парнем, мы переписывались. Он был умным, образованным, много читал. И вдруг мне девушки, администраторки паблика “Правда о родах и материнстве”, скинули его высказывания в сети. Он оказался активистом “мужского движения”, я была шокирована его высказываниями, вроде “баб нужно отправлять в лагеря, насильно оплодотворять и заставлять рожать”, “женщина - не человек”, “по состоянию женщины близки к животным”. А мне писал “Ириночка, доброе утро, как твои дела?”. Я не могла поверить, что есть люди, которые так думают.
“Если ты это увидела - развидеть не получится”
Я поняла, что люди, которые так пишут - наши друзья, знакомые, симпатичные мужчины, хорошо адаптированные социально. Я стала говорить со своими знакомыми в реальной жизни, и вдруг стали происходить поразительные открытия: они говорили не прямо, но звучали такие мысли, что “да, женщины стали слишком свободные и было бы хорошо, чтобы они получали у мужа согласие развестись”, “проблема сексуального насилия преувеличена, это ложные заявления”. И это не отдельные маргинальные люди, это массовое явление. Просто раньше они не говорили об этом. Так я постепенно стала интересоваться, нашла группу “Правда о беременности, родах и материнстве”. Я не знала, что существует столько проблем. Если ты это увидела - развидеть не получится.
Группа тогда была маленькая, три года назад администраторки предложили присоединиться, хотя я не думала, что могу вести группу. Но я втянулась, мне было с кем посоветоваться, да и оказалось, что я сама не так мало знаю. Потом я сделала телеграмм канал и чат, уже есть идея написать книгу.
- Трудно ли было найти коллежанок в своем регионе?
- Я была уверена, что все сосредоточено в Москве, но потом я начала находить людей, которых раньше знала, и оказалось, что они тоже интересуются темой феминизма. Так появились девочки в Курске, в Перми, в Петрозаводске. Я узнала о лекции про домашнее насилие в “Agriculture club”. Поняла, что можно проводить мероприятия, встречи, и люди даже будут из других городов приезжать.
- Какие есть риски в твоей деятельности?
- Когда начала заниматься активизмом, личку я оставила для друзей. Мужчины часто хотят высказать свое “экспертное” мнение по женским вопросам. Один мужчина слал мне смс в 2 часа ночи: “Почему ты такая гордая и не хочешь мне позвонить?”. Видимо, вопрос был только в гордости.
Когда личные сообщения в “вконтакте” были открыты не для друзей, находились люди, которые присылали подарки с пожеланиями смерти. Писали “чтобы ты сдохла”. Отдельная тема - различные пролайферы (прим.ред. - сторонники антиабортного движения). Одно упоминание о том, что может существовать прерывание беременности, для них как красная тряпка. Например, моей моей маме одна пользовательница строчила комменты, что лучше бы она сделала аборт. То есть логика меня поражает: они вроде выступают против абортов, но конкретно моя мама лучше бы сделала аборт. Аналогично с темой детских домов: пишут, “вот, надо, чтобы тебя в детдом отдали родители, чтобы тебя там били и насиловали”. То есть, существует такой малыш в вакууме, которого нельзя сдавать в детдом, а вот есть женщина, которая не нравится, ее нужно было сдать в детдом. Это доброта за счет других.
“Почему я не могу высказываться, что у меня муж хороший?”
- Как еще реагируют на посты о проблемах женщин?
- Под постами о грудном вскармливании пишут: “А вот у меня все было хорошо, что вы жалуетесь?” - или “Почему я не могу высказываться, что у меня муж хороший?”. Они не понимают, что авторке и многим другим женщинам неприятно читать комментарии типа “достаточно было подготовиться и все было бы хорошо”.
Иногда писали про наш паблик “там у них секта мужененавистниц, не дают писать какой у меня хороший муж”. Я когда увидела такой пост, была шокирована. Но с другой стороны, меня вдохновляет и радует, что есть и комментарии поддержки. В такие моменты радуешься.
У меня есть личная вдохновляющая история. Участницу нашего чата выдали замуж буквально со школьной скамьи, жестокий муж применял насилие к ней и ее годовалой дочери. В том числе благодаря поддержке группы она смогла уйти от абьюзера.