Маршируй, детка! Только сначала заплати пару тысяч долларов

Почти год назад в Беларуси случилось нечто: гражданское общество отреагировало на слова президента необычным способом – 5 октября в Facebook появилась группа «Маршируй, детка!».

Это группа граждан и гражданок недовольных положением дел в стране: более 2 000 человек за сутки объединились в «виртуальную инициативу». В ней не было структуры, иерархии и главных. Просто часть беларусского общества именно таким способом сказала НЕТ насилию в семье. Рассказываем, как устроена работа инициативы спустя год и какие у нее планы на будущее.

На фото: Мариша, Света и Саша – координаторки инициативы «Маршируй, детка!»

Случилось все спонтанно: Мариша Корж и Светлана Гатальская – малознакомые гражданки – списались в Facebook. Они обе пребывали в шоке от того, что Концепция о противодействии домашнему насилию, которую много лет разрабатывали МВД и организации, работающие с темой гендерного (не)равенства (МО «Гендерные перспективы», «Радислава», ИВКА), раскритиковал Александр Лукашенко: «Не шлепок, а хороший ремень иногда тоже полезно для ребенка». 

Первой реакцией Светы и Мариши стало создание закрытой группы «Маршируй, детка!». Против насилия они собирались маршировать. А какой еще выход, если даже работу Министерства внутренних дел так легко перечеркнуть одной фразой?

Реакция оказалась неожиданной. Уже через пару дней было принято решение: 2 000 человек из группы нужно собрать оффлайн, чтобы поговорить, познакомиться и подумать над ситуацией в стране.

Встреча состоялась – неожиданно пришло 100 человек, 5 медиа, велась трансляция для тех, кто не смог прийти лично – это еще 100 человек. Люди были взволнованы: все были в шоке от того, что Закона против насилия так и не появится в Беларуси.

Хотя вот уже 20 лет профильные организации и активистки работают в поле. Создано негосударственное убежище для пострадавших от домашнего насилия – куда по сей день «стоит» очередь – женщинам негде спрятаться от агрессоров. Открыта общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия: 8-801-100-8-801. И это лишь часть работы, которую делают беларусские активистки.

А статистика в Беларуси по-прежнему ужасает: каждая третья была в ситуации домашнего насилия, а каждая вторая хотя бы однажды подвергалась тому или иному виду насилия.

На открытой встрече стало понятно: есть и те, кто готов участвовать напрямую. Так к инициативе присоединились Марта Скугарева, Александра Савинич, Наста Базар, Ольга Ланевская, Ирина Куришко, Мария Барановская.

Каждая участница помогала по мере своих возможностей и свободного времени. Сейчас координационная группа состоит из Светы Гатальской, Александры Савинич и Мариши Корж. Но это не меняет ситуации, волонтеров и волонтерок все больше – они помогают в создании сайта, сборе подписей под петицией, распространении информации. Не нужно забывать – неравнодушных больше 2000 человек.

Как таковой координации людей нет – каждый и каждая могут присоединяться, сказав лишь одну фразу: «У меня есть идея…». «Маршируй детка!» открыта к любому предложению, активности или формату.

Не так давно участница молодежного образовательного центра «Фиальта» Кристина Шинкарова предложила провести тренинг «Что такое гендерное насилие» – инициатива ее сразу же поддержала. Создали открытую страницу в Facebook, начали принимать заявки, и в конце июля состоялся первый тренинг. И на этом Кристина не собирается останавливаться – впереди еще много тренингов на тему домашнего (гендерного) насилия.


Мы сами по себе и ничего не боимся

«Маршируй детка!» – это история про гражданский активизм, где нет главных, нет структуры, нет бюджетов и нет никакой зарегистрированной организации. «Нам нечего терять, кроме самих себя», – говорят участницы инициативы.

Бояться государственной машины – это последнее, что будет делать «Маршируй, детка!». Это наш плюс, – говорят Саша, Света и Мариша. – Да, в Беларуси могут посадить, но это уже наши личные вопросы. А вот у нашей инициативы забирать нечего – нет офиса, нет бюджетов. Мы просто есть. Нравится вам это или нет. И что самое главное, не станет нас – дело продолжат другие, потому что люди страдают от насилия каждую минуту.

Инициатива перестанет быть только в одном случае – когда в Беларуси примут Закон о противодействии домашнему насилию. Единый и полный закон, который сможет защитить уязвимые группы. Эти группы страдают и не подпадают под защиту действующих норм административного и уголовного права.

Например, пожилые люди, – поясняет Саша. – Часто пенсионеров избивают их взрослые дети или племянники и отбирают пенсию – это физическое и экономическое насилие. Пожилым людям стыдно заявить на своих детей. А иногда это просто невозможно – они лежачие.

Похожая история может случиться у людей с ментальными и психологическими особенностями – их опекуны могут издеваться над ними, экономически шантажировать. В такой ситуации вряд ли эти же самые опекуны станут писать заявление на себя – звучит очень абсурдно, – продолжает Света.

Или история с бывшими супругами, которые не могут разъехаться, потому что еще пять лет назад взяли кредит на квартиру. Бывшие муж и жена продолжают жить в одной квартире, а это значит, что и насилие в этой бывшей семье продолжается, – говорит Мариша. – Только вот по закону сейчас им никто не может помочь. Да, юридически они уже чужие люди, но вот в жизни у них одна жилая площадь и дети, которым угрожает опасность.

Координаторки инициативы верят, что именно такой гражданский активизм может менять ситуацию в стране. И чем раньше гражданское общество поймет, что нам всем нечего бояться, тем больше в Беларуси будет позитивных изменений.


Один вопрос – и ты на личном приеме у министра иностранных дел

Думаю, именно из-за своей непосредственности и отсутствия страха мы попали на прием к Владимиру Макею, министру иностранных дел, – говорит Мариша.

С одной стороны это может звучать абсурдно: как это возможно, чтобы какая-то активистка без «социальных регалий» и госчина вот так просто попала к министру на личную встречу. На самом деле, вопрос в другом – в страхе, который нам внушили.

От Офиса европейской экспертизы и коммуникации, который входит в Национальную платформу, я поехала на Конференцию высокого уровня к 10-летию Восточного партнерства, где просто задала вопрос Владимиру Владимировичу:

«Мы единственная страна из стран Восточного партнерства, в которой нет Закона о противодействии домашнему насилию. Что мы как граждане и гражданки можем сделать?».

И он ответил, что готов поговорить лично. Затем пожал мне руку и передал визитку своего помощника. Потом была переписка и меня позвали на личную встречу.

Конечно, я пыталась сделать так, чтобы на встрече присутствовали и другие представительницы организаций, работающих с темой гендерного (не)равенства: МО «Гендерные перспективы», «Радислава», ИВКА, Детские деревни – SOS. Но в итоге пригласили только меня.

Мы очень тепло поговорили с Владимиром Макеем. Он интересовался личными кейсами людей, подвергавшихся насилию. В некоторые просто не мог поверить – настолько они были ужасающие. Но это правда, к великому сожалению. 

– Нам кажется, что эта история не про крутость или звездность, – поясняют Света и Саша. – Наоборот, про открытость, готовность и веру в то, что с людьми важно разговаривать.

И как оказалось, Министерство иностранных дел тоже заинтересовано в снижении насилия внутри страны – это ведь имидж государства. Если внутри страны люди не могут чувствовать себя защищенными, не могут получить помощь – о чем еще можно говорить? Это жизненно необходимые потребности.

Да и стыдиться здесь нечего: проблема насилия в близких отношениях – общемировая проблема, которая напрямую зависит от патриархального строя. Где мужчина – главный и «человек», а женщина – «вещь» без прав, с которой можно делать все, ведь она принадлежит мужу (мужчине).

И в некоторых странах такой уклад, к сожалению, существует без кавычек. От этого и странно: ударить прохожего на улице и нанести ему 157 ударов в голову – это запрещено законом – грозит беспрекословная уголовная ответственность. Но вот если ты ударишь свою жену или ребенка, то тебе ничего не будет. Пока сами жертвы не подадут заявление и не доведут дело до конца – можно все: хоть головой об стену. И в большинстве случаев жертвы молчат, потому что дома им угрожают расправой, мол, «только попробуй отнести заявление – будет еще хуже».

А другие страны с этим вопросом справляются удачно: признают ошибки в законодательстве, перерабатывают и создают новые законы – Закон о противодействии домашнему насилию, например.

«Маршируй, детка!» уверена, что и в Беларуси уже давно пришли к этому решению – к закону готово не только общество, но и правительство.

Общественные инициативы уже 20 лет работают над решением этого вопроса. Включено Министерство внутренних дел, ведется работа с участковыми, – объясняет Светлана.

Да и общество устало терпеть разбой внутри семьи. – Поэтому отдельный Закон – это решение многих вопросов, экономических в том числе, – продолжает Саша. – Очевидно, что из-за страха жертвы часто не пишут заявление, но находясь в крайне опасной ситуации, вызывают милицию. 

Вызов одной бригады, не считая скорой помощи, обходится в копеечку. Затем ситуация повторяется, потому что она никак не решается, и так из года в год – 120 000 звонков по номеру 102 о случаях домашнего насилия.

Помощь нужна не только жертвам. В странах, где принят специальный закон, существуют коррекционные центры, в которые принудительно отправляют агрессоров. Там с ними работают психологи, они выясняют причину агрессии и прорабатывают альтернативные способы общения – без насилия и стресса. 

Что же плохого тогда в этой системе? – говорит Саша. – Работу с агрессорами ведут, жертвам помогают, детей спасают от насилия. А как итог – укрепляют институт семьи!


Марш против насилия – дело святое и легальное

Зимой в силу вступили изменения в законодательстве – проводите, пожалуйста, марши, пикеты и прочие общественные высказывания, только сначала заплатите МВД за охрану, бригаде скорой помощи – за дежурство, а зеленстрою – за уборку после «праздника свободы слова».

С одной стороны – радостно, а с другой – на практике суммы превращаются в тысячи долларов, – подсчитывает Саша. – Как говорится, «Маршируй, детка!», только сначала заплати пару тысяч долларов. И это не говоря про налоги, которые мы платим в казну правительству и различным структурам. А те в свою очередь вроде как обязаны нас охранять, подстраховывать и держать город в чистоте.

Но мы по-прежнему планируем легальный марш – потому что это право, которое защищено Конституцией, – поддерживает Мариша. – Мы будем согласовывать, консультироваться и устроим праздник против насилия. Чтобы была музыка, возможность высказаться и рассказать свои истории.

А еще хотим концерт. Потому что эта история не про протест, скорее – про большой мирный диалог на улицах Минска, – говорит Света

К чему этот марш? Чтобы люди больше знали о своих правах, чтобы у людей была возможность подискутировать на эту важную для всех тему. И чтобы беларусское общество смогло наконец влиять на то, что с ним происходит, – объясняет Саша. – Потому что пока мы живем в государстве, где никто никого не слышит. Все только говорят о своей боли. А может быть, она общая? И имя боли той «насилие».

Больше чем за полгода инициатива «Маршируй, детка!» собрала 3840 подписей онлайн. Возможно, столько же есть и оффлайн, пока подсчитать сложно. Сбор идет по сей день.

Мариша, Света и Саша устраивают публичные дискуссии, работают с медиа и всячески поддерживают тему домашнего насилия, чтобы в правительстве продолжалась работа над разработкой законопроекта.

У координаторок большие планы, ведь впереди парламентские выборы, а это значит, что уже осенью в Парламент придут новые депутаты. Люди, которые буду принимать законы, инициировать разработку новых законопроектов.

И «Маршируй, детка!» планирует встречи с будущими депутатами. Чтобы Закон о противодействии домашнему насилию стал реальностью.

<< Previous article

Невидимое насилие: опыт ЛБТК-женщин в Беларуси

Next article >>

Иллюстрации и активизм: художни_цы, которые рисуют феминизм

Subscribe to the newsletter!

Stay updated with the latest articles, news and stories.